Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ "СОШ №2 поселка Мамедкала" специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и слабовидящих детей. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
№ п/п |
Наименованиеучебных кабинетов |
Количество |
1 |
Кабинет начальных классов |
6 |
3 |
Кабинет русского языка Кабинет литературы и музыки |
1 1 |
4 |
Кабинет математики |
1 |
5 |
Кабинет информатики и ИКТ |
1 |
6 |
Кабинет химии, физики и биологии |
1 |
7 |
Кабинет английского языка |
1 |
8 9 10 |
Кабинет ОБЖ Кабинет истории Кабинет географии и обществознания |
1 1 1 |
11 |
Кабинетанглийского языка |
1 |
Кабинет родных языков |
3 |
|
12 |
Мастерская |
1 |
В некоторых учебных кабинетах имеются мультимедийные проекторы с
экранами. Здесь учителя и обучающиеся могут работать в сети Интернет.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для оказания качественных образовательных услуг в соответствии с
современными требованиями школа имеет необходимую техническую оснащенность. Для
проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты: биологии,
химии, информатики, физики, географии, лаборатории при кабинетах физики, химии,
биологии, столярно-слесарная мастерская. Практические занятия проводятся в
специализированных кабинетах: биологии, химии, информатики, физики, географии.
Лаборатории при кабинетах физики, химии, биологии оснащены необходимым
оборудованием по проведению демонстрационных опытови практических работ.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека
Цель работы библиотеки:
содействие развитию творческих способностей учащихся, формированию
духовно-нравственнойи
здоровой личности, обеспечение учебно-воспитательного процесса учебной
литературой.
Задачи:
1. Создание условий для развития всесторонне развитой личности.
2. Формирование гражданско-патриотической позиции.
3. Воспитание здорового образа жизни.
4. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся.
5. Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.
Услуги, предоставляемые библиотекой:
-выдача
учебной литературы;
-подборка
и выдача художественной литературы по запросу учащихся, педагогов, родителей;
-организация
тематических выставок к юбилейным и праздничным датам;
-проведение
библиотечных уроков для учащихся.
Библиотека оснащена компьютером, подключенным к сети Интернет.
Число в библиотеке (книжном фонде) книг (включая школьные
учебники) (ед)-11275,
в т. ч. школьных учебников (ед)-______
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об объектах спорта
Для проведения уроков
физической культуры и обеспечения внеурочной занятости детей в школе имеются
спортивный зал, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен необходимым
спортивным оборудованием.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания
В школе имеются средства обучения и воспитания, которые широко
используются в учебно-воспитательном процессе:
·Печатные
(учебникии учебные пособия, книги для чтения,хрестоматии, рабочие тетради,атласы, раздаточный материал и т.д.);
·Аудиовизуальные
(слайды, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы
на цифровых носителях;
·Наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
·Демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
·Учебные
приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
·Тренажёры
и спортивное оборудование (тренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные
снаряды, мячи и т.п.).
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным
компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы
образовательной организации. Являясь компонентом учебно-воспитательного
процесса, средства обучения и воспитания оказывают большое влияние на все
другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Обучающиеся школы обеспечены
двухразовым горячим питанием, которое осуществляется через столовую на 80
посадочных мест. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным
директором школы.
Специальные условия охраны здоровья
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинских кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является
информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс,
направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий посредством
применения ИКТ.
В школе 45 компьютеров.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и
управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что школьный
компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет повысить
эффективность учебных занятий, так как:
-включение
в урок мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала)
повышает его наглядность;
-использование
цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет
организовать изучение материала каждым учащимся индивидуально, в наиболее
предпочтительном для него темпе;
-компьютер
позволяет включить межпредметные интеграционные процессы;
-сетевые
возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за
рамки учебной аудитории.
В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на
котором размещается информация, касающаяся организации образовательного
процесса:о школе и её
основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об учащихся,
о педагогических работниках и т.д.
Школаимеет
доступ к сети Интернет.